Федеральная резервная система настойчиво сокращала процентные ставки с сентября прошлого года, общая величина снижения составило 225 базисных пунктов менее чем за пять месяцев. При этом, более половины этого сокращения (125 базисных пунктов) целевой ставки произошло в январе в восьмидневный период. Это должно подразумевать, что Федеральный Резерв отбросил всю осторожность, опрометчиво ослабляя монетарную политику перед лицом растущей инфляции, наводняя систему деньгами и закладывая основу для следующей Великой инфляции, не так ли?
Однако, это не совсем так. Уровень ставки по федеральным фондам как таковой, не укажет вам, является ли монетарная политика мягкой или жесткой. Федеральный Резерв может в значительной степени повлиять на межбанковские ставки, если необходимо, пассивно обеспечивая потребности банковской системы в финансировании.
Более низкие ставки по федеральным фондам обычно ассоциируются с более мягкой монетарной политикой, а более высокие ставки с более жесткой. Но если присутствует слабый спрос на кредиты, то у банков не возникает сильной потребности в фондах. В этом случае, низкая номинальная ставка по федеральным фондам не может отразить мягкую монетарную политику.
Ставка по федеральным фондам является инструментом для конечного измерения цены (процентной ставки) поставляемых денег. В настоящий момент, количество кредита, создаваемого Федеральным Резервом на монетарной основе является минимальным.
Монетарная база, которая состоит из валютных и банковских резервов растет на 1.2% годовых. Учитывая, что инфляция достигла 4.3%, вы можете посчитать реальный рост (или если точнее, сокращение) резервов. Вялый рост монетарной базы может означать одно из двух: либо банки не имеют возможности расширять новые ссуды из-за несоответствия своего капитала, либо бизнес и домохозяйства стали меньше заимствовать.
Правительство в действии
В любом случае, вызвано это недостатком спроса или ограниченностью предложения, трудно предположить, как текущий увеличившийся рост цен может сохраниться, когда имеется недостает источника инфляции.
"Все мы знаем, что происходит с нефтяными и другими товарными ценами", говорит старший экономист "JPMorgan Chase and Co." в США Джим Глассман. "Они могут являться "относительными источниками увеличения цен".
"В будущей перспективе, мы, как предполагается, думаем о монетарных условиях", говорит он. "И они не выглядят источником инфляции".
Мы можем "поблагодарить" американское правительство за некоторое ценовое давление, по крайней мере, когда это касается продовольствия. Оно "легализовало более высокие цены на зерно", заявляет Глассман, ссылаясь на Акт по энергетической политике 2005 года, который установил топливные стандарты для бензина. В начале прошлого месяца Агентство по охране окружающей среды установило норматив бензиновой смеси, содержащей, по крайней мере, 7.76% этанола. Это означает, что в 2008 году будет потреблено 9 миллиардов галлонов возобновляемого топлива. Возросший спрос толкает вверх цену на зерно, из которого получен этанол.
Борьба за продовольствие
Зерно, которое является основным кормом для домашнего скота, "составляет приблизительно 3% общей продовольственной корзины, и влияет на цену всего продовольствия от цыплят до молочных продуктов", говорит Глассман. Цены на зерновые фьючерсы на прошлой неделе достигли рекордного уровня в 5.47$ за бушель, увеличившись на 20% с начала года. Цена зерна удвоилась за прошлые два года. По данным на январь 2008 года, согласно Бюро трудовой статистики, цены на продовольствие повысились на 4.8% за год.
Более высокая инфляция - это не только вопрос продовольствия и энергии (цены на энергоносители за прошлые 12 месяцев поднялись почти на 20%). Базовая инфляция также повысилась с 2.1% в сентябре до 2.5% в прошлом месяце, что вызывает беспокойство у Федерального Резерва даже при том, что инфляция является запаздывающим индикатором. Чиновники ФРС признали, что нисходящие риски для роста прямо сейчас превышают восходящие риски для инфляции (даже если они не говорят этого напрямую, их действия красноречивее слов).
Повторение 1990-ых
Федеральный Резерв оказался в похожей ситуации, что была в начале 1990-ых. Банки находились в бедственном положении в результате спекулятивного кредитования коммерческой недвижимости. К тому времени, как все было закончено, в кризисном положении оказалось больше американских банков, чем когда-либо со времен Великой депрессии.
В отличие от сегодняшней ситуации, ставка по федеральным фондам в 3% приводила к устойчивому увеличению монетарной базы и сужению денежной массы. Широкие денежные агрегаты показали свой самый медленный рост.
Федеральный Резерв обеспечивал дешевые кредиты, но банки не могли поддержать рост кредита из-за неадекватного капитала. Другими словами, они были благодарны ФРС, но вынуждены были отказаться.
2008 год набирает обороты, и банки переводят сотни миллиардов долларов структурированных инвестиционных продуктов на свои балансы. Эти инвестиционные продукты должны быть профинансированы и соответствовать требованиям капитализации банка, чего не было ранее, когда банки могли относить их на забалансовые счета.
Отличия от 1990-х
Тот факт, что банки заимствуют кредитные ресурсы на аукционах Федерального Резерва вместо межбанковского рынка, не имеет никакого влияния на монетарную базу. Это может быть повторением цикла 1990-х годов до той степени, что потери рынка недвижимости будут свалены на банки. Однако, на сей раз, источники для кредитования совсем другие.